Статья прислана Лешкевич Ольгой Викторовной (Минск)


"Царкоўнае слова", № 7, 2006 г.

Людзі царквы

СТАРЫЙ СЛУЖАКА

Воспоминания о протодиаконе Петре Лешкевиче

"На водах Свислочи явилася еси, Пренепорочная Отроковице, от Царьграда и Киева Богоспасаемому граду Минску милость показа...", - проникновенно трогательна музыка тропаря иконе Божией Матери Минской. Автор этой музыки - протодиакон Петр Лешкевич, человек удивительного духовномузыкального дарования, посвятивший всю свою жизнь служению Господу Богу.

О протодиаконе Петре Лешкевиче я слышал с самого детства. Его хорошо знали мои родители, крестные и все православное население Столинского района Брестской области. Им гордились земляки і считали своим церковным самородком.

Родился Петр Степанович Лешкевич 21 мая 1921 года в деревне Ольпень Давид-Городокского района Пинской области в многодетной крестьянской семье. В то время Западная Белоруссия уже отошла в состав Польши. Давид-Городокский уезд был одним из отсталых восточных польских владений, поэтому люди жили очень бедно. Семья Лешкевичей была глубоко религиозной. Несмотря на то, что в деревне Ольпень возродилось униатство, Лешкевичи остались верны Православной Церкви.Петр Степанович Лешкевич. Фото из газеты ЦАРКОЎНАЕ СЛОВА

Мальчик Петя оказался на редкость талантливым. Уже в дошкольном возрасте он пел и прислуживал в храме. После семилетки в 1936 году перед юношей стал вопрос о дальнейшем образовании. Настоятель местного храма, зная материальное положение семьи, решил помочь им в этом деле. Он отправился с Петром на Украину в Кременецкое духовное училище и представил молодого человека экзаменационной комиссии. Это училище было довольно известным, там готовили регентов церковных хоров. Прослушивание прошло с большим успехом, экзамены сданы, но обучение было платным. По просьбе батюшки Петра зачислили с тем условием, что отец учащегося будет помогать училищу продуктами. Вот так и началось обучение. Как бы ни было трудно отцу юноши, несколько раз в год приходилось ему снаряжать повозку с картошкой, мясом, рыбой и хлебом и отправляться на железнодорожную станцию Горынь, а затем добираться до Кременца. Об учебе отец Петр вспоминал с теплотой, хотя вначале у молодого студента были трудности с украинским языком. Но благодаря хорошим педагогам он все постепенно освоил.

По окончании училища Петру Степановичу не пришлось быть служителем Церкви. Новая власть это не приветствовала. Молодой специалист оказался во Львове, где, благодаря своему таланту, стал солистом хоровой капеллы при музыкальном училище им. Лысенко. Но стремление служить Богу не ослабевало. Перед самой войной указом Полесской духовной консистории Петр Лешкевич был направлен в город Иваново, что под Пинском, на должность псаломщика. Необходимо отметить, что на Пинщине под влиянием архиепископа Пинского и Полесского Александра {издателя знаменитого обихода церковного пения 1929 года) церковные хоры, состоявшие из грамотных молодых людей, достигали блестяўих результатов. Расцвет церковного пения коснулся не только городов, но и крупных сел области. Вот в такой коллектив и попал молодой регент.

Годы службы в Иваново для Петра Лешкевича были тем творческим началом, которое запомнилось на всю жизнь: интересная работа, творческий поиск и большая человеческая любовь. В составе хора пела красивая девушка Александра, которая покорила сердце молодого регента на всю жизнь. Даже начавшаяся Великая Отечественная война не помешала молодым соединить свои судьбы. Они обвенчались в 1942 году.

В июле 1944 года Пинск был освобожден моряками Днепровской флотилии и войсками 61-й армии 1-го Белорусского фронта. Петра Степановича призывают в действующую армию, и после обучения он попадает на 1-й Белорусский фронт под Варшаву. Господь хранил своего верного служителя. Принимать участие в боевых действиях ему не довелось. Приказом Политуправления 1-го Белорусского фронта Петр Лешкевич отзывается в Пинск для организации художественно-хорового коллектива военных моряков Пинского гарнизона. И здесь Петр Степанович проявил себя с самой лучшей стороны. Хор военных моряков покорял зрителей освобожденной Белоруссии. В репертуаре были и "Вечер на рейде", и "Смуглянка", и "Калинка", и "Прощайте, скалистые горы". Вскоре хор стал лучшим среди хоровых коллективов Белорусского военного округа. Все это время Петр Степанович не оставлял и церковной службы.

В 1949 году архиепископом Пинским и Полесским Даниилом Петр Лешкевич был рукоположен во диакона и определен сверхштатным диаконом Пинской соборной церкви святителя Николая и псаломщиком Свято-Варваринской церкви. В жизни отца Петра начался новый духовный период. Теперь он умело совмещал диаконское служение с управлением хором.

Как-то при посещении Пинска митрополит Минский и Белорусский Питирим (Свиридов) обратил свое внимание на талантливого священнослужителя. В 1955 году диакон Петр Лешкевич был переведен в Минск. С этого года отец Петр прослужил в столичных храмах более сорока лет. Вначале - в Свято-Александро-Невской церкви, что на Военном кладбище. Также отцу Петру приходилось служить при владыках в архиерейской крестовой Свято-Казанской церкви и в Свято-Духовом кафедральном соборе. Его служение отличалось некоторым своеобразием. В храме было два хора. В большом - пели люди с музыкальным образованием, а будничный хор состоял в основном из людей преклонного возраста, не знавших нотной грамоты. Неутомимому отцу Петру не составило особого труда выучить их гласовому пению на слух, и они очень молитвенно и трогательно пели на богослужениях. Как вспоминал отец Петр, по будням он одновременно и служил сам, и задавал тон своим "бабулькам", а по воскресным и праздничным дням руководил большим хором.

С 1957 года он заочно обучался в Ленинградской духовной семинарии. В 1961 году диакон Петр Лешкевич был переведен в Свято-Духов кафедральный собор. В своих воспоминаниях-рассказах он часто шутил: "Был направлен на повышение и ежедневное богослужение". Это была легкая и добрая шутка. Мне всегда чувствовалось за ней, что отец Петр был очень доволен своим 22-летним периодом службы в главном храме Белоруссии. Он был назначен регентом архиерейского хора, а вскоре возведен в сан протодиакона, закончил учебу - это был расцвет его духовной деятельности. Кафедральный собор стал домом отца Петра. Он служил в будние дни и на ранней Божественной литургии в воскресенье, а на поздней, архиерейской, руководил хором. Также отец Петр исполнял обязанности завхоза Епархиального управления.

В храме протодиакон был в своей стихии, погружаясь в мир духовной музыки. Он гармонизировал многие хоровые произведения, сам писал музыку, работал над каждым певцом своего хора, добиваясь того совершенства, которое необходимо для красоты богослужения. По характеру отец Петр был очень мягким, простым и отзывчивым человеком, но в работе требовательным и строгим. Бывали случаи, когда, как он сам говорил, - "камертон летал по клиросу". В 60-70-е годы владыка Антоний (Мельников) требовал от регента "сценарий" предстоящей службы, обсуждал с ним исполняемые произведения, что-то вычеркивал, что-то вносил свое. Это было постоянным правилом. В эти годы митрополитом Антонием был объявлен конкурс на написание музыки к тропарю Минской иконе Божией Матери. В конкурсе участвовало несколько регентов. Была создана комиссия, и на прослушивании отдали предпочтение музыке отца Петра. По скромности своей он не любил об этом рассказывать.

К слову, рассказчик отец Петр был замечательный, и мне многое довелось узнать о его жизни. Именно в начале 70-х я увидел впервые протодиакона Петра. В то время в кафедральном соборе были превосходные дьякона: кроме отца Петра Лешкевича, отец Леонид Божко и отец Георгий Мокрицкий. Я восхищался этими людьми. С какой любовью они служили, как у них было все отлажено и отработано! В отце Петре всегда поражало чувство ответственности, он приходил за час до начала службы и уходил последним. С какой аккуратностью он писал ноты, каким красивым был его музыкальный почерк! Сегодняшние регенты без ксерокса ни на шаг. Тогда же все писалось вручную с большим усердием и любовью.

Прослужив 22 года в Свято-Духовом кафедральном соборе, отец Петр вернулся в Свято-Александро-Невскую церковь. Но он был полон сил и энергии, продолжая свое диаконское служение. С отцом Петром я прослужил более десяти лет и горжусь тем, что он был моим учителем, отцом, коллегой и другом. Он был как бы летописцем нашего храма, всегда вел текущие записи: о богослужении, распоряжениях настоятеля, о посещении храма, о количестве причастников, о погоде на праздниках и т.д. Однажды я нашел в его бумагах лист под рубрикой "Старушки Александро-Невской церкви", где были перечислены все старые прихожанки нашего храма с пометками, кто здравствует еще, а кто уже почил. Прочтешь такое, и на душе становится тепло, ведь мы все должны быть благодарны этим молитвенницам, которые сохранили для нас Церковь в тяжелые годы.

А какое множество прокимнов, запевов, тропарей и величаний написано им на нотных станах! Вот уже 10 лет как с нами нет отца Петра, а мы поем "Разбойника благоразумного", "Плотию уснув", запевы на 9-й песне по двунадесятым праздникам и многое другое. Он жил службой, он сиял, когда все служилось и пелось правильно и слаженно, и мрачнел, огорчался и по-стариковски кряхтел, когда где-то что-то было не так.

Отец Петр был одаренным учителем. Он мог обучить практически любого человека чтению по-славянски, необходимым азам пения, делая это легко и ненавязчиво. Когда начали создаваться воскресные школы, наш протодиакон был одним из первых преподавателей. Он очень любил детей, и они отвечали ему взаимностью. Непривычно было видеть, когда отец Петр с аккордеоном за плечами отправлялся в воскресную школу на урок пения, а ведь ему было уже за семьдесят. Он говорил, что раньше не мог даже себе представить, что когда-то ему придется свободно обучать детей церковным дисциплинам, организовывать им Рождественские елки и Пасхальные утренники. Это мы сейчас разбегаемся по домам, а отец Петр просто жил в храме. На Страстной седмице в Великую субботу он даже оставался ночевать, и когда мы приходили в 5 утра к службе, он, свежий и бодрый, уже хозяйничал в алтаре. Отец Петр был доступен всем, а высшим титулом для него было выражение "старый служака" - так называл его настоятель протоиерей Виктор Бекаревич.

На одном из праздников владыка Филарет, высказывая благодарность отцу протодиакону за безупречную службу, назвал его достойным предста-вителем пинской церковно-певческой школы Белорусской Православной Церкви. Для "старого служаки" это была самая высокая награда, хотя за свою многолетнюю службу он был награжден многими орденами Русской Православной Церкви. Мне легко и свободно работалось с ним, и мы любили друг друга: я его как отца, он меня как сына. Я был рядом с отцом Петром до последнего его вздоха и счастлив тем, что облачил его тело в диаконские одежды. Он ушел от нас в 75 лет после тяжелой болезни. Его нет, но звучит в храмах его музыка, и когда я слышу тропарь Минской иконе Божией Матери, ощущаю присутствие отца Петра и не могу удержаться от слез.

Протодиакон Георгий КОЛЯДА,
клирик Свято-Александро-Невского храма г. Минска


НА ГЛАВНУЮ

Copyright© 2004-2006, Юрась ЛЕШКЕВИЧ.   Написать автору

Хостинг от uCoz